Архитектура и памятники Вены (часть 1)

История Вены, как города, насчитывает более 1000 лет, а если говорить о территории, на которой раскинулся город, то заселена она была гораздо раньше. Поэтому не станет откровением, что архитектура Вены богата и многогранна и представляет собой самые разнообразные стили: от романского и готики до барокко, бидермайера и модерна. И все эти современные и исторические памятники архитектуры гармонично уживаются по соседству друг с другом, делая Вену невероятно интересной и достойной самого пристального внимания.

Этот город пережил культурный и архитектурный расцвет средневековья во времена династии Бабенбергов и стал столицей Священной Римской империи при Габсбургах. Эти исторические периоды отобразились в архитектуре и памятниках Вены.

Двуглавый орел, который украшает огромное помпезное здание, напоминает об имперском прошлом и наводит на мысль о государственной важности объекта. И не зря, это штаб-квартира Министерства науки, исследований и экономики.

На одной из наиболее известных улиц в Вене, пешеходной улице Грабен (Graben), находится эффектный дом Грабен-Хоф (Graben-Hof), построенный по проекту австрийского архитектора, мастера модерна, Отто Вагнера. Исторически за улицей закрепился статус богатой и роскошной.

На площади Шток-им-Айзен-плац (Stock-Im-Eisen-Platz), прилегающей к Штефанплац (Stephansplatz), в центре Внутреннего города, располагается дворец Экитабль (Equitable), построенный в XIX веке для Общества гарантированно равноправной жизни Соединенных Штатов (переводится примерно так). Сегодня в здании располагаются офисы различных организаций и компаний.

Фасад здания, расположенного напротив дворца Экитабль, на Штефанплац.

Если от метро Шведенплац (Schwedenplatz) уйти вглубь улиц от Дунайского канала, то можно обнаружить очень приятное и красивое местечко. Здесь находится Греческая православная церковь, здание из красного и желтого кирпича с позолоченными деталями, построенное в 1861 году. А примыкает к ней старинный ресторан “Griechenbeisl”, что переводится как “таверна греков”. Оба здания густо покрыты плющом, что выглядит очень привлекательно.
Первые исторические записи о доме датируются 1350 годом, а как трактир, он известен с начала XVI века. Имя таверны несколько раз менялось, но с середины XIX века название Грихенбайзль осталось.

У входа посетителей приветствует исполнитель баллад Августин, тот самый, которому посвящена известная народная австрийская песенка “O, du lieber Augustin” (“Ах, мой милый Августин”).

Также этот ресторан был излюбленным местом встреч художников, ученых и политиков. В разное время “Griechenbeisl” посещали музыканты Бетховен, Шуберт, Вагнер, Штраус, Брамс, оперный певец Шаляпин, художники Вальдмюллер и Швинд, писатель Марк Твен, политические деятели Карл Люгер и Граф Цеппелин.

Недалеко от Собора святого Стефана, в районе площади Хоер Маркт (Hoher Markt), в галерее, соединяющей два здания страховой компании “Анкер”, располагаются необычные музыкальные часы “Анкер Ур” (Ankeruhr). Они были выполнены по заказу общества в 1914 году в стиле арт-нуво художником и скульптором Францем фон Матш.
По авторской задумке часы символизируют быстротечность времени. Сверху над циферблатом расположены символы-аллегории жизни и смерти: ребенок с бабочкой на руке и смерть с песочными часами в руке. Вместо цифр на циферблате – гербы известных австрийских родов.
Ежедневно в полдень проходит парад фигур: 12 исторических персонажей Австрии движутся перед циферблатом каждый под музыку своей эпохи.

Очень необычное и притягивающее взоры архитектурное творение – Карлскирхе (Karlskirche), католическая церковь, расположенная на одноименной площади Карлсплац (Karlsplatz). Карлскирхе служит одним из выдающихся примеров стиля венского барокко, хотя в строении задействованы и другие стили. Она была построена в первой половине XVIII века по проекту архитектора Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха по инициативе императора Карла VI. Через год после страшной эпидемии чумы император дал обещание построить храм в честь своего покровителя, святого Карло Борромео.

Перед церковью располагается овальный бассейн, в водной глади которого отражается шикарный храм. На краю бассейна установлена скульптурная группа английского скульптора Генри Мура под названием “Своды холма” (Hill Arches). Думаю, глубокий замысел автора дано понять далеко не каждому.

Недалеко от Карлсплац находится красивое здание посольства Франции в Вене, выполненное в стиле модерн. Для его строительства использовался белый мрамор.

Если идти по улице Шоттенринг (Schottenring) в сторону Дунайского канала, то почти у самой набережной, слева, откроется вид на Казармы Россауэр (Rossauer Kaserne). Это комплекс зданий, построенный в 1865-1869 гг., выполнен в виде крепости в стиле поздней готики Тюдор. Комплекс был построен с целью подавления восстаний и революционных настроений. Сегодня в Россауэре располагается Министерство обороны Австрии.

А вот это здание, которое своим современным видом напоминает большой торговый центр, на самом деле здание Министерства здравоохранения. Оно находится на набережной, рядом с местом соединения Дунайского канала и реки Вена.

Продолжение следует…